Новости Южно-Сахалинска

Ученые СахНИРО сняли запрет на промысел гребешка в Восточно-Сахалинской подзоне

Общественные слушания по вопросам корректировок величины общедопустимого улова (ОДУ) водных биоресурсов состоялись сегодня в Южно-Сахалинске. В зале СахНИРО присутствовали лишь несколько человек.
— Что-то нас с каждым годом все меньше и меньше…
— Может быть, общественность не знает про слушания?
— Информация была озвучена заранее.
— А может, нам доверяют, поэтому и не пришли…
Такие разговоры звучали перед выступлением докладчика — заместителя директора по науке СахНИРО Александра Золотова. Он сообщил, что этот год можно считать успешным: ознакомиться с материалами общественных слушаний до их начала в библиотеку СахНИРО пришел один человек. Никаких замечаний и предложений он не высказал. После Золотов перешел к сути корректировок. Их четыре.
Первая касается минтая Восточного Сахалина. Величину ОДУ, которая сейчас составляет 65 тысяч тонн, рекомендуется скорректировать в сторону увеличения на 38 тысяч тонн. Рекомендуемый ОДУ минтая — 103 тысячи тонн.
Второй корректировкой предлагается увеличить величину ОДУ стригуна-опилио Восточного Сахалина, которая на 2015 год составляет 1,07 тысячи тонн, на 0,362 тысячи тонн. Рекомендуемый объем стригуна-опилио на 2015 год — 1,432 тысячи тонн. Популяция краба стригуна-опилио еще лет пять-шесть назад была в депрессии, но сейчас вышла из состояния низкой численности и растет с каждым годом.
Третья корректировка — рекомендация вывести из запрета промысел гребешков Восточно-Сахалинской подзоны за счет его разведанных запасов в заливе Терпения. Величину ОДУ гребешка, которая на 2015 год составляет 0,02 тысячи тонн, предлагается скорректировать в сторону увеличения на 0,8 тысячи тонн. Рекомендуемый ОДУ гребешков на этот год — 0,802 тысячи тонн. Промысел будет разрешено вести только в акватории залива Терпения.
И, наконец, рекомендуется скорректировать величину ОДУ терпуга Южных Курил за счет уточнения запасов северного одноперого терпуга у острова Уруп и в проливе Буссоль. В целом наука предлагает увеличить ОДУ в 2015 году на 2,5 тысячи тонн до величины 7 тысяч тонн.
Начальник управления охраны окружающей среды администрации Южно-Сахалинска Ирина Мязина поинтересовалась, почему некоторые обоснования ОДУ сделаны на основании старых исследований?
Ответ ученых — донную траловую съемку проводить достаточно дорого, приходится искать выход из положения.
— Есть такие методики, которые позволяют экстраполировать старые данные на современный период, — объяснил корреспонденту ИА Sakh.com директор СахНИРО Александр Буслов. — Проведение исследований — дорогое удовольствие. Например, сутки работы научно-исследовательского судна стоят около 400 тысяч рублей, а съемка проводится по полтора месяца. Представляете, какие нужны огромные средства, чтобы оценить один-два объекта? А когда их около сотни… Поэтому мы чередуем исследования, проводим их через год, расставляем приоритеты.
В этом году областной минсельхоз изыскал средства и увеличил финансирование СахНИРО на 40%. До этого, по словам руководства института, в течение нескольких лет приходилось обходиться тем, что есть. Но вместе с хорошей новостью пришла плохая — планируется секвестирование в размере 10%.
— Зарплату людям снизить мы не имеем права, поэтому все ложится на исследования, — говорит Александр Буслов. — В течение последних пяти лет активно переходили на методы математического моделирования оценки запасов, которые позволяют использовать определенный набор данных: статистику вылова, размерно-возрастную структуру... Наблюдатель на судне обходится гораздо дешевле, чем целый пароход. Раз в два года эти оценки корректируются прямыми наблюдениями. Эти методы дешевле, чем выполнение прямых наблюдений. Мы вынуждены оптимизировать схемы проведения съемок, где-то отказываться от авианаблюдений (один полетный час стоит 100 тысяч рублей), делать акцент только на приоритетные экспедиции. Но при этом мы уверены, что все наши исследования имеют высокую точность и достоверность.
На вопрос, какие из 88 объектов прогнозирования вызывают у ученых тревогу, Буслов ответил:
— Тревоги особой у нас ничего не вызывает, потому что для каждого объекта характерны свои состояния: высокой численности, средней или низкой. Ученые до сих пор спорят, что более естественно для разных объектов. У каждого вида своя экологическая ниша, свои особенности, свой потенциал. Из объектов, которые раньше были в промысле, а сейчас под запретом, можно отметить камчатского краба, которого в начале 1990-х активно добывали, браконьерили, чем ввели популяцию в депрессию. И до сих пор камчатский краб с трудом восстанавливается. Вызывает тревогу перспектива восстановления до промысловой значимости гребешка залива Анива и трепанга в восточной части Сахалина.
Говоря о лососевой путине, которая уже скоро начнется на Сахалине, директор СахНИРО отметил, что рыбы в этом году ожидается больше, чем в предыдущем.

11 6182 2